Шаманизм как прототип психологии и психиатрии в примитивных культурах, у народов Севера, индейцев.

шаманизм психология психотерапия Сформировались психология и психотерапия как науки относительно недавно, однако корни этих родственных областей уходят глубоко в доисторическое прошлое, когда в роли главных "душеведов" и "душецелителей" выступали колдуны, знахари, гадалки и шаманы. Роль их была священна и являлась частью архетипа коллективного бессознательного древних племен. Психология и психотерапия зарождались в недрах философии, астрологии, схоластики, а потому носили "оккультный" и "околонаучный" отпечаток вплоть до XVIII-го века, когда появились первые попытки поставить их «на научные рельсы».

Практически все современные психотерапевтические техники и психологические методики, в т. ч. и гипноз, берут истоки в шаманизме, по сей день отдаленно и поверхностно напоминая шаманские практики и ритуалы.

Психотерапия как часть заботы о душе была в древней цивилизации своего рода скорой помощью. Регулярная забота о душевной жизни состояла в обрядах и традициях, которые передавались поколениями. Пение, танец, нанесение изображений, изготовление предметов культа - все это в какой-то мере обеспечивало защиту и выживание древних народов.

Концепция шаманизма как общечеловеческого явления в древних племенах

Шаманство в древности было универсальным общечеловеческим явлением, оно существовало в тех или иных формах в племенах, заселявших различные уголки планеты еще 40 тысяч лет назад (эпоха палеолита). Как явление стадиальное, шаманизм некогда был присущ всем культурам мира, составляя важнейший этап в истории развития психологии, связанный с осмыслением единой картины Вселенной и определением в ней места человека. Шаманы были неотъемлемой частью жизни аборигенов Африки, Европы, Северной и Южной Америки, Дальнего Востока, Азии, Австралии, Полинезии и др. Среди традиционных культур малых народов Сибири и Севера, у ненцев, к примеру, пережитки шаманства оказались очень устойчивыми, сохранившись вплоть до наших дней. Шаманские символики и техники используются при обрядовых ритуалах в Тибете и Китае. Некоторые черты шаманизма сохранились в культуре Монголии, Кореи и Японии.

Сам образ жизни древних народов позволял путем опыта отбирать эффективные средства для влияния на психику, так был заложен шаманизм. Это и одна из самых ранних форм религии, поэзии, педагогики, и самое древнее целительское искусство, и мощное психологическое и психотерапевтическое воздействие на жителей племени.

Сейчас психотерапевты объединяются как психотерапевтический центр, образуют ассоциации и общества. В древнем мире шаман был одинок, контакты между шаманами разных родов были исключением, а не регулярной практикой.
Современные шаманы, кстати, поступают не так как древние. В Туве, например, шаманизм носит статус религии, и соответственно, общества - религиозные организации объединяют шаманов.

С точки зрения шаманов, Вселенная не ограничивается человеческим разумом. Параллельно обычной реальности человеческого сознания (физический мир) существует реальность мира духов, которая находится за пределами постижимого разумом (трансценденция). В основе шаманизма лежат особого рода миропонимание, мировоззрение и мироощущение, которые выражаются в верованиях, мифологии и культе. Одна из главных черт мировосприятия — это вера в населяющих природу духов (анимизм). Шаманы, были уверены в том,

что все существующее обладает душой: камни, растения, вода, скалы, солнце, животные. Они умели общаться с духовными сущностями, отправляясь в путешествие к ним через границы Времени и Пространства во время камлания — ритуала, приводящего шамана в экстатическое состояние. Шаманское путешествие «в духовный космос» современные ученые объясняют как "внутреннее" путешествие в бессознательное, к "высшему Я".

Шаманизм — дар свыше

Сегодня профессии психолога и психотерапевта может обучиться в ВУЗах любой желающий. Служителем же культа шаманов мог стать не каждый житель племени, а только человек с особым даром.

Молодые люди, призванные свыше стать шаманами, отличались стремлением к уединению, желанием бесконечно бродить по лесу и недоступным местам, способностью к спонтанным видениям и слаганию песен. Они несознательно входили в состояние, подобное трансу, при этом теряя сознание, выходили "из настоящей" реальности в другую. Люди племени относились к такому дару с большим благоговением, поскольку верили, что духи увлекли душу шамана для обучения тайнам профессии.

В основе силы шамана лежит владение экстатическими техниками с использованием трансовых состояний и сновидений. Существуют также утверждения о том, что древние шаманы занимались практикой, которую можно обозначить как прототипы современной системы йоги и медитации.

Шаманы различных племен мира использовали для достижения экстаза специальные растения (йядж, пейотль и др.). Во время обрядов ведение в транс, близкого к гипнотическому состоянию, вызывалось монотонным ритмом барабанов, пением и танцами, которые длились часы, а то и сутки напролет. Основными атрибутами шамана и обрядов являлись различные костюмы, маски, грим, бубны, кости, десятки килограммов металлических украшений и костер, которые помогали исполнению предначертанных ему действий.

Шаман, находясь в альтернативных состояниях сознания, разговаривал с духами умерших или играл роль медиума, мог идти по горячим углям, вселяться в животных и других людей, диагностировать и исцелять от болезней тела и духа, видеть будущее, находящихся в неизвестном месте пропавшие предметы и людей, и даже воскрешать умерших.

 

Роль шаманства в поддержании физического и психологического здоровья народа

При всей кажущейся примитивности шаманской культуры истинные шаманы прекрасно разбирались в психологии человека, умело пользовались секретами народной медицины и являлись хранителями религиозно-философских мировоззрений народов. Частью мистических техник шамана являлись гадание и ясновидение. Но все же основной их функцией являлось магическое целительство.

Именно шаманы заложили базовый опыт разрыва реальности для человеческой психики: для шаманской культуры характерно одновременно существование в реальности примитивной жизни племени с многочисленными бедами и заботами, и в мире духов, видений и экстатических эмоциональных состояний. В суровых условиях жизни аборигенных племен обычное состояние сознания не могло способствовать их выживанию. Необычные же состояния психического статуса, навеяные «деятельностью» шамана путем введения в транс и внушения, способствовали адаптации народов в условиях лишений, голода, войн, эпидемий и катаклизмов. Он входил в духовный мир в поисках причины бедствия, а затем сообщал сообществу, какие проступки его вызвало.

Таким образом, шаманы были во многих смыслах первыми психотерапевтами, которые проводили социальную работу в контексте помощи соплеменникам в кризисных состояниях. Они были посредниками между внутренней жизнью народа и внешними занятиями, руководили всеми "обрядами перехода": рождения, инициации при достижении полового созревания, свадьбы и смерти, а также "ритуалами силы", которые были, по сути, попытками увеличить потенциал племени мощными силами природы во время лишений, катаклизмов и психологического кризиса.

В повседневной жизни вне кризисов шаманы поддерживали воздействие на психику народа в рамках культуры, используя специальные средства и процедуры во время камлания. Это обеспечивало не только выживание и добывание необходимых ресурсов для существования, но и психическую стабильность людей в условиях нормальныго функционирования сознания.

Неординарные способности шаманов свидетельствуют о их способности к полному контролю над работой собственной психики и развитой автокоммуникации. Во время процедуры камлания возбуждение в одних отделах мозга и нервной системы вызывает торможение в других ее частях. При этом всякого рода "зажимы" высвобождаются и происходит сброс отрицательных эмоций, что приводит к положительному психотерапевтическому эффекту.

В настоящее время шаманизм исчезает как массовая культурная традиция, сохранившись лишь у немногих народов (тугусы, ненцы, чукчи, буряты, якуты, хакасы, юкагиры, киргизы, казахи, тувинцы, корейцы, перуанцы и др.). Наиболее развитые формы шаманизма в современном мире наблюдаются среди кочевников и охотников, собирателей, рыболовов в более "цивилизованных" обществах данное явление вытесняется религиозными или другими культурными институтами.

Hosted by uCoz