на главную

Сексология? Положительно

Интервью с Игорем Коном

Игорь Кон

Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского Пединститута имени А.И. Герцена (1947). Кандидат исторических наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской Академии образования (1989), почетный профессор Корнелльского университета (1989), доктор honoris causa университета Серрей (1992).
Области научных интересов — философия и методология истории, история социологии (основатель и первый президент Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации), этика, социальная и возрастная психология, теория личности, антропология и социология детства и юности, сексология. Автор свыше 40 книг и 300 статей, многие из которых переведены на иностранные языки.

Информация с персонального сайта
www.sexology.narod.ru

Очень важно понимание сексуальности,
как положительной ценности

Игорь Семенович, по образованию вы философ и историк, как получилось, что вы стали «главным сексологом» страны?
Мой научный интерес к проблемам сексуальности был, прежде всего, социологическим. Занимаясь историей западной социологии, я уже в 1950–х гг. познакомился с трудами Кинзи, а затем и с другими подобными книгами. Моя первая статья на эти темы «Половая мораль в свете социологии» (1966) была написана по заказу редакции журнала «Советская педагогика». Статья «Секс, общество, культура» в журнале «Иностранная литература» (1970) была первой и в течение многих лет единственной в СССР попыткой серьезного обсуждения проблем сексуально-эротической культуры. Второй источник моего интереса — теория личности и проблемы молодежи, без учета пола и сексуальности эти сюжеты невозможны. Третий источник — методология общественных наук. Сексология — междисциплинарная область знания, возникшая на пересечении многих наук, биологических и общественных. Моя книга «Введение в сексологию» (1988), которую в СССР не печатали 10 лет, — прежде всего науковедческая. Но это понимали только философы. Для всех остальных она была источником знаний о сексуальности. Таким образом, я оказался заложником собственной книги. Массовый читатель искал и находил в ней совсем не то, что было важно для автора, и я не имел права уклониться от этой роли просветителя.

Ваши первые работы по сексологии — своеобразное противостояние официальной точке зрения. В последнее время вопросы пола, сексологии обсуждаются вполне открыто. Не стало ли Вам менее интересно писать об этом?
Не преувеличивайте степень достигнутого. Во-первых, у нас гораздо больше вульгаризации, чем серьезной науки. Во-вторых, против сексологии яростно выступают клерикалы. Мне не раз угрожали убийством, подкладывали под дверь муляж взрывного устройства. Сексология в Росcии — дело небезопасное.

Казалось бы, в сексологии сейчас все известно и доступно широким массам. Тем не менее, может быть есть «передний край» сексологии — проблема, которая только начинает разрабатываться?
К сожалению, «широким массам» известно очень немногое. В научном плане интересным и многообещающим мне кажется нейрофизиологическое доказательство посюсторонности любви: с помощью магнитно-ядерного резонанса ученые увидели на экране, какие точки мозга «загораются», когда человек, например, смотрит на фотографию любимой. Это позволяет лучше понять взаимосвязь сексуальных и любовных переживаний. Образ оргазма, возникающий на мониторе ЯМР-томографа, можно было бы сравнить с картиной, образующейся в результате экстатических переживаний творческого или религиозного характера.
В гуманитарных науках интересны исследования разных сексуальных сценариев, которыми люди осознанно или неосознанно руководствуются в своем поведении. В нашей стране это направление представлено прежде всего сборником «В поисках сексуальности» под редакцией Е. Здравомысловой и А. Темкиной (2002).

В Ваших работах много исторических сведений о специфике подхода к половому вопросу в нашей стране. Что Вы можете сказать о современной России по сравнению с Западом? С Востоком?
Это не просто «сведения». Книга «Сексуальная культура в России: Клубничка на березке» (1997) — первая попытка написать систематический очерк истории русской сексуальной культуры с древнейших времен. Современная Россия в этом плане выглядит грустно. Как показано в моей книге «Подростковая сексуальность на пороге ХХI века» (2001), главные тенденции развития у нас те же, что и на Западе, но они слабо отрефлексированы. У людей зачастую нет самых элементарных сексологических знаний, многие не знают даже, что такое любриканты. Восточная эротология сейчас в моде, но некоторые ее поклонники не понимают, что религиозно-философские трактаты — не учебники по технике секса и не сумма правил, куда что совать. Самое интересное в сексологии — не техника, а ценности.
Как изменилось сексуальное поведение в связи со смешением мужских и женских социальных ролей?
В сфере сексуальности действуют те же законы, что и в общественной жизни. Постепенно формируются единые моральные принципы сексуального поведения, одинаковые для мужчин и женщин. Сексуальные отношения все чаще понимаются как партнерские, основанные не на господстве мужчины над женщиной, а на равенстве и взаимопонимании. Однако половые и гендерные различия при этом не исчезают. В результате возникают новые сложные проблемы. Например, при репрезентативном опросе взрослых петербуржцев в 1996 г. выяснилось, что сексуального удовольствия никогда не испытывают 5% мужчин и 36% женщин. Почему это так и что с этим нужно делать? Простых и готовых ответов на эти вопросы нет.

О бисексуальной природе человека открыто стали говорить недавно. Вы освещали этот вопрос. Можно ли связать обращение к би- и гомосексуальному стилю с проблемой перенаселенности Земли? Для любой популяции существует биологические механизмы регулирования численности (пища, пространство, болезни). Может это тоже фактор демографический?
Однополая любовь существовала всегда, отношение к ней конкретного общества зависит не столько от общих законов эволюционной биологии, сколько от исторически изменчивых норм культуры. Биоэволюционные теории гомосексуальности выводят ее именно из необходимости регулирования рождаемости, так что некоторые особи не участвуют в продолжении рода, но помогают своей популяции добывать средства к существованию, выращивать детей и т.д. Но постиндустриальное общество страдает скорее от снижения рождаемости. Для понимания динамики сексуальной ориентации важнее всего тот факт, что сексуальная активность может быть вообще не связана с рождением детей.

«От любви бывают дети…» (И. Бродский) Биологическая целесообразность оргазма, как положительного подкрепления деторождения для человека очевидна, испытывают ли оргазм животные, высшие приматы?
Оргазм (сексуальное удовольствие) и деторождение возможны друг без друга. Главное в современном понимании сексуальности — уяснение того, что она автономна от репродукции и имеет множество других функций и значений. Высшие животные явно получают удовольствие от спаривания, но многие из них умеют также мастурбировать, а однополые контакты достоверно зафиксированы у 450 видов. Так что и в этом вопросе человек — существо вполне природное.

Ваше отношение к популяризации секса в подростковых журналах, пропагандирующих секс в громадных количествах?
Подростки, которые по самой своей природе гиперсексуальны, нуждаются не в «пропаганде секса», а в сексуальном образовании, которое в России, увы, отсутствует. Одни люди делают деньги на издании дешевой эротики, а другие наживают политический капитал на борьбе с сексуальностью. Порнография и борьба за чистоту нравов — две стороны одной и той же медали, они порождают и питают друг друга.
Книга, которую Вы сейчас готовите к печати, посвящена особенностям развития и социализации мальчиков. Какова ее основная идея?
Это часть моего глобального проекта «Мужчины в меняющемся мире». Речь идет не о сексуальности, а том, как исторически меняется положение и психика мужчин, особенно в условиях современной ломки гендерного разделения труда, женского равноправия. Первая книга «Мужское тело в истории культуры», посвященная репрезентации мужского тела в мировом искусстве, с множеством иллюстраций, должна выйти в этом году. Новую книгу «Мальчик — отец мужчины» я собираюсь закончить к концу года. Опираясь на научную литературу, я прослеживаю, как и под влиянием каких социальных и биологических факторов мальчик становится мужчиной и что это, собственно, значит (ведь «настоящие мужчины» разные).
Интересна Ваша точка зрения на современное сексуальное воспитание детей и подростков в России.
Сексуальность — важнейшая сторона общественной и личной жизни каждого человека. К тому же она заметно молодеет, а многие традиционные формы социального контроля над поведением молодежи утратили свою эффективность. Отсюда — растущее внимание к этой теме мирового (и не только медицинского) сообщества.
Россия из этого мирового культурного поля практически выпала, что имеет катастрофические последствия. У нас на долю тинейджеров приходится 16% всех незапланированных беременностей, которые часто завершаются абортами. Показатели по ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем) и ВИЧ среди российских подростков в 1990-х годах были в 100 раз выше, чем в странах Западной Европы, и продолжают ухудшаться.
О необходимости сексуального образования я твержу уже почти 40 лет, но в России меня никто не слышит.

Как можно представить концепцию сексуального образования, как ее реализовать?
В виде систематического курса, дающего знания о поле, о сексуальности. Он состоит из трех частей. Первая часть этого курса включает анатомию и физиологию. Вторая часть — это знания о контрацепции и профилактике ЗППП. Все это можно было бы заимствовать из опыта европейских стран. Третья часть курса — это психология пола, психологические особенности мужчин и женщин. Это поло-ролевые игры и дискуссии. Здесь можно опираться только на российские программы, невозможно использовать, например, опыт Голландии. Более того, программа для мегаполиса должна отличаться от программы для сибирской деревни. Есть над чем работать!

Какое самое важное открытие «для себя», лично значимый вывод, Вы вынесли в ходе работы в области сексологии?
Во первых, подлинное и практически применимое знание может быть только междисциплинарным. Во-вторых, человеческая сексуальность не сводится к законам биологии, она — часть культуры и личности.
И наконец, очень важно понимание сексуальности, как положительной ценности. Без этого ни сексуальное образование, ни диалог с молодежью не могут быть эффективны.

Hosted by uCoz